Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития.
Структура личности в транзитном анализе характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый» и именно из них он взаимодействует с миром. Каждое эго-состояние специфично, отличается собственным набором чувств и поведенческих реакций, даже мышление работает немного по-разному в зависимости от того, в каком эго-состоянии находится человек. Сразу оговорюсь, нет плохих или хороших эго-состояний, они все необходимы и адаптивны в разных условиях и для разных взаимодействий и в большой степени отражают основные роли человека.
Эти состояния формируются по мере взросления, так все мы были детьми, поэтому может порой действовать с этой позиции, у всех были родители и они сформировали в нас представление о родительской позиции (обратите внимания, не нужно самому быть родителем, чтобы действовать из эго-состояния Родитель), ну и все развивающиеся нормально люди способны принимать адекватные решения и здраво оценивать реальность, а значит способны быть в позиции Взрослого.
Состояние «Родитель» - это усвоенные нормы поведения, долженствования, требования и запреты (сверх-Я в психоанализе). Это информация была получена в детстве. Родительское влияние может быть прямым «Делай как я!» и косвенным "Делай не как я делаю, а как я велю делать!». «Родитель» может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Характерные высказывания «Родителя»: «Можно»; «Должно»; «Ни за что»; «Итак, запомни»; «Какой вздор»; «Бедняжка» и тп.
«Ребенок» - это эмоциональное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах: «Естественный ребенок» - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен. «Адаптированный ребенок» - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью «адаптированного ребенка» является «бунтующий» против родителей «Ребенок».
Для него характерны высказывания типа: «Я хочу»; «Я боюсь»; «Я ненавижу»; «Какое мне дело».
Состояние «Взрослый» - это способность объективно оценивать реальность по той информации, которую получает человек из личного опыта и действовать на основе этого понимания.
По мнению Берна «Взрослый» выполняет функция анализа информации, записанной в «Родителе» и «Ребенке», он же выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить.
В транзитном анализе есть своя терминология. Так транзакции (то есть, взаимодействия) могут быть комплементарными (Взрослый-Взрослый, Родитель-Ребенок) или перекрестными (Взрослый-Ребенок, Родитель-Взрослый).
Также он ввел понятие «игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Под близостью понимается контакт свободный от игр, зависящий от двух людей и их взрослых решений.
Кроме того в транзитном анализе есть понятие «жизненного сценария» своеобразный жизненный план, которому личность неосознанно следует.
Трансактный анализ включает:
- Структурный анализ - анализ структуры личности.
- Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
- Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу - выигрышу.
- Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Про сценарии надо писать отдельно, чтобы не делать текст слишком громоздким, так что ждите продолжения.
ониомания или "синдром Диогена"
Логотерапия
Кто в семье главный?